Мокрушанская СОШ
село Мокрушино Беловский район Курская область
  • Естественно-научная грамотность

    Формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся
    (Бабичева Л.В. – учитель географии)
    Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать ак-тивную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связан-ным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
    Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументи-рованном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и тех-нологиям, что требует от него следующих компетентностей:
    научно объяснять явления;
    понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
    интерпретировать данные и использовать научные доказательства для полу-чения выводов. Грамотность в области естествознания — способность ис-пользовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и эксперимен-тах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изме-нений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соот-ветствующего решения.
    Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию  естественнонаучной грамотности обучающихся.  Задания  должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий  оценивания. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией . При этом каж-дое из заданий классифицируется по следующим параметрам:
    • компетентность, на оценивание которой направлено задание;
    • тип   естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
    • контекст;
    • познавательный уровень (или степень трудности) задания.
    Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстриро-ваться на материале научного знания следующих типов:
    • Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к сле-дующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
    • Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для по-лучения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур. 
    Содержательные области можно формально соотнести с предметными зна-ниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – гео-графия, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по  естественнонаучной грамотности часто имеют межпредметный характер.
    Что касается процедурного знания, то оно в равной мере относится ко всем естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объеди-нять их в одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко предметной, грамотности.  
    Усилия по формированию и развитию о естественнонаучной  грамотности современных школьников предполагают целый комплекс мер, которые в случае их реализации будут означать существенную модернизацию подходов в школьном естественнонаучном образовании. Среди этих мер и усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» начальной школы, и возвращение полноценного естественнонаучного образования в 5-6 классы, и согласование общих задач естественнонаучного образования в пре-подавании отдельных естественнонаучных предметов. Это подразумевает изменения в учебно-методических комплексах естественнонаучных предметов и методах их преподавания. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. В этом инструменте научные знания, методы исследования и заинтересованная позиция учащегося имеют равное значение, а это означает, что ориентация на чрезмерный объем знаний, якобы продиктованный про-граммой, будет неизбежно ущемлять две другие, ничуть не менее важные со-ставляющие. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie