Формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся
(Бабичева Л.В. – учитель географии)
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать ак-тивную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связан-ным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументи-рованном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и тех-нологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для полу-чения выводов. Грамотность в области естествознания — способность ис-пользовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и эксперимен-тах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изме-нений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соот-ветствующего решения.
Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности обучающихся. Задания должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий оценивания. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией . При этом каж-дое из заданий классифицируется по следующим параметрам:
• компетентность, на оценивание которой направлено задание;
• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
• контекст;
• познавательный уровень (или степень трудности) задания.
Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстриро-ваться на материале научного знания следующих типов:
• Содержательное знание, знание научного содержания, относящегося к сле-дующим областям: «Физические системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и Вселенной».
• Процедурное знание, знание разнообразных методов, используемых для по-лучения научного знания, а также знание стандартных исследовательских процедур.
Содержательные области можно формально соотнести с предметными зна-ниями. Так, «Физические системы» – это преимущественно материал физики и химии, «Живые системы» – биология, «Науки о Земле и Вселенной» – гео-графия, геология, астрономия. Однако с точки зрения содержания задания по естественнонаучной грамотности часто имеют межпредметный характер.
Что касается процедурного знания, то оно в равной мере относится ко всем естественнонаучным предметам, что, в первую очередь, и позволяет объеди-нять их в одну группу и говорить именно о естественнонаучной, а не о какой-то узко предметной, грамотности.
Усилия по формированию и развитию о естественнонаучной грамотности современных школьников предполагают целый комплекс мер, которые в случае их реализации будут означать существенную модернизацию подходов в школьном естественнонаучном образовании. Среди этих мер и усиление естественнонаучной составляющей в курсе «Окружающий мир» начальной школы, и возвращение полноценного естественнонаучного образования в 5-6 классы, и согласование общих задач естественнонаучного образования в пре-подавании отдельных естественнонаучных предметов. Это подразумевает изменения в учебно-методических комплексах естественнонаучных предметов и методах их преподавания. Естественные науки, особенно в современную информационную эпоху, должны преподаваться не как огромный набор сведений, предназначенный для запоминания, а как действенный инструмент познания мира. В этом инструменте научные знания, методы исследования и заинтересованная позиция учащегося имеют равное значение, а это означает, что ориентация на чрезмерный объем знаний, якобы продиктованный про-граммой, будет неизбежно ущемлять две другие, ничуть не менее важные со-ставляющие.