Мокрушанская СОШ
село Мокрушино Беловский район Курская область
  • Глобальные компетенции

    Формирование и развитие глобальных компетенций
    (Заречная Е.В. – учитель истории и обществознания)
    Глобальные компетенции способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; 
    - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; 
    - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому досто-инству.
    «Глобальные компетенции» – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь ны-нешнего и будущих поколений). Овладение соответствующими знаниями, умениями, отношениями и ценностями происходит на протяжении всей жизни: не существует единой точки, в которой человек становится полностью компетентным в этой области. Глобальная компетентность в исследовании PISA определяется как многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и при-нимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития. 
    С какой целью обучающиеся должны овладеть глобальными компетенциями? 
    – Для гармоничной жизни в многокультурном сообществе 
    В последние десятилетия резко выросла мобильность людей, возросло культурное разнообразие различных сообществ и возникли новые формы иден-тичности на национальном, региональном, муниципальном, местном уровнях. Образование может научить молодых людей взаимодействию в многокультурных сообществах и противостоянию культурным предрассудкам и стереотипам. 
    – Для процветания на изменяющемся рынке труда 
    Профессиональный успех в XXI веке все больше требует применения междисциплинарных знаний и взаимодействия с людьми, которые имеют иные взгляды или говорят на другом языке. Ключом к успеху являются эффектив-ное общение и адекватное поведение в мультикультурных командах. Работодатели все чаще стремятся привлечь сотрудников, которые легко адаптируются и могут применить и трансформировать свои навыки и знания в новых условиях. Они ценят тех, кто способен ориентироваться в сложной динамике глобализации, кто открыт для людей из разных культур, кто завоевывает до-верие в мультикультурных командах, кто проявляет уважение к другим людям. 
    – Для эффективного и ответственного использования медиаплатформ 
    За последние два десятилетия возросло влияние сферы информационных и коммуникационных технологий на мировоззрение и образ жизни молодежи. Социальные сети, онлайн-сообщества и интерактивные технологии предоставляют беспрецедентный объем информации, расширяют круг общения молодых людей. Возникают новые формы обучения, в которых учащиеся обла-дают все большей автономией в образовательном процессе. Однако доступ к неограниченному количеству информации часто сопровождается недостаточной медийной грамотностью, в результате чего на молодых людей легко влияют пристрастные, предвзятые или «фейковые» новости. Развитие у уча-щихся навыков межкультурного общения может помочь им избежать рисков, лучше понять мир, в котором они живут, и ответственно выразить свое мне-ние в Интернете. 
    – Для поддержания целей устойчивого развития 
    Международное исследование опирается на идеи глобального гражданства и субъектности гражданина в области глобальных проблем. Идея глобального гражданства – это этическое представление о том, что Земля – общий дом человечества, судьба которого зависит от усилий каждого в области коллективного благополучия и устойчивого развития. Идея субъектности отражает осознанное принятие гражданином ответственности за развитие междуна-родного сообщества. Образование для жизни во взаимосвязанном мире должно в конечном итоге способствовать формированию новых поколений граждан, которые осознают глобальные проблемы и могут содействовать обеспечению устойчивости и коллективного благополучия.  
    В исследовании PISA  глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как: 
    1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобально-го и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, кон-фликты, культурные различия и стереотипы) Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критическое мышление при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полу-ченные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать ин-формацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализиро-вать и критически оценивать сообщения СМИ.
    2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения Глобально компетентный человек способен рассматривать глобаль-ные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.
    3.способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.
    4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в сво-ем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовно-стью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.
    Выявленные в исследовании PISA  дефициты указывают на необходимость более эффективно реализовывать требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным результатам образования и Закона о воспитании и должны учитываться при организации воспитательной работы школы. Целенаправленное поощрение социальной активности обучающихся может быть организовано через систему проектной деятельности, организацию и реализацию социальных практик. Образовательная организация,  таким образом, будет не только стимулиро-вать активность обучающихся, но и совершенствовать их организаторские умения и лидерские качества, умения ставить социально значимые цели и добиваться их реализации. В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования  осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах. 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie